В стране начался обратный отсчет времени до начала XXII зимней Олимпиады в Сочи. Эксперты считают, что сам по себе олимпийский проект "Сочи-2014" положительно повлияет на имидж России в мире, но для решения наших внутренних проблем подобные "локомотивные" мегапроекты должны подкрепляться другими механизмами запуска региональных экономик.

Какой от нее прок?

Если задать себе этот вопрос по поводу Олимпиады в Сочи, то придется признать: на первый взгляд, почти никакого.

Судите сами. Конечно, можно съездить в Сочи и хоть раз в жизни посмотреть олимпийские соревнования своими глазами, а не через камеру оператора ТВ. Но как только прикинешь цену такой поездки, то окажется, что это удовольствие будет не намного дешевле полета в Лондон на летние Олимпийские игры.

То же самое касается и использования сочинской инфраструктуры для зимнего отдыха после Игр, о чем сейчас не перестают напоминать наши олимпийские строители. Судя по их сметам, распухающим на глазах, "отбивать" деньги они будут с олимпийским азартом – и в таком случае останется нам с вами тот же городской каток, та же лыжня в соседнем парке или та же бюджетная Словакия.

Впрочем, для самих сочинцев польза от Игр несомненна – в городе прекратились регулярные отключения света, благоустроили улицы, открыли новые кафе и рестораны, сдали удобное здание аэропорта и проложили отличную железную дорогу в окрестные горы. Но главной практической пользой для всех остальных россиян стало бы возвращение зимнего времени. Об этом попросил президент МОК Жак Рогге. Дело в том, что нынешнее российское время неудобно для трансляции Игр в другие страны, а с трансляцией связаны очень серьезные рекламные бюджеты.

Возможно, повезет кому-нибудь из сочинских очередников на жилплощадь и военным без квартир, и их осчастливят после Олимпиады жильем из того, что построено в Сочи. Возможно также, что очередной всплеск внимания к инвалидам во время сочинской Паралимпиады-2014 поможет кому-то из них добиться от местного ЖЭКа сооружения пандуса в подъезде.

Так ради чего все это затевалось? Ведь не ради же того, чтобы показать всему миру, что и мы не лаптем щи хлебаем и можем провести Олимпиаду не хуже других? Мы и так знаем, что не лаптем, и что можем…

От Владивостока до Сочи

Подобные вопросы исчезают, если посмотреть на сочинские Игры в контексте аналогичных российских мегапроектов последних лет.

На ум сразу приходят расширение Москвы практически до границы с Калужской областью, переезд в Санкт-Петербург судебной ветви власти и главкомата ВМФ, саммит АТЭС во Владивостоке, а также совсем свежий проект подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 года восьми провинциальных российских городов в восьми регионах (не считая Москвы, Санкт-Петербурга и Сочи).

"Хотя пока это выглядит, как отдельные случаи, на самом деле можно говорить о тенденции", – уверен заместитель директора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин, по мнению которого таким способом проводится целенаправленная политика создания точек роста региональной экономики.

"Во всем мире в качестве драйверов для регионов используются крупные инфраструктурные проекты. И во всем мире они определяются государством", – считает председатель правления Фонда развития гражданского общества Константин Костин.

"Развитие регионов, особенно русской провинции, – сейчас абсолютно приоритетная задача. Тут важны большие "локомотивные проекты, которые, как говорят экономисты, дают мультипликативный эффект", – говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

"У нас в стране до сих пор имеют успех только те проекты, которые непосредственно выгодны элите. Причем иногда на первый план выходит даже не финансовая выгода, а чисто бытовая, как это было с поездами "Сапсан". Элите надо ездить из Москвы и Питер к родным и друзьям и обратно на работу в Москву, а в итоге появился удобный скоростной поезд", – шутит первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.

Всерьез же он говорит, что мегапроекты, подобные сочинскому, курируются непосредственно президентом, и потому все равно будут доведены до конца, пусть даже с огромными издержками.

Но если это так, то возникают другие вопросы: всегда ли эти издержки оправданы и все ли инвестиции эффективны?

Нужны сильные регионы

Действительно, все происходит не так гладко, как хотелось бы. Переезжать в "новую Москву" вроде пока никто не стремится, а скандалы с ее землей уже идут. Комфортному переезду в Питер помешали онкобольные дети. История строительства различных объектов к саммиту АТЭС тоже обросла скандальными подробностями. Про эффективность некоторых инвестиций в сочинское стройку все сказал сам Владимир Путин во время инспекции олимпийских объектов.

"Вероятно, были ожидания, что если подобные проекты "президентские", то за ними будет усиленный контроль, и воровать побоятся. Не побоялись", – констатирует Алексей Макаркин.

Тем не менее, как считает эксперт, от практики "президентских" мегапроектов для развития регионов власть вряд ли откажется, потому что альтернатива им небогатая.

"Центр, замкнув на себя финансовые ресурсы, готов поделиться с регионами властными полномочиями, но сами по себе эти полномочия мало что стоят без финансовых ресурсов", – считает Макаркин.

"Пока на примере владивостокского саммита АТЭС и Сочи мы имеем только символы экономического успеха, а не сам успех. Возможно, более эффективным стало бы перераспределение налоговой базы в пользу регионов, о чем говорят уже несколько лет, но дальше слов дело не идет", – говорит президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

По его словам, сейчас эффективность региональной власти определяется ее "умением продать центру проблемы региона", а при появлении достаточно больших бюджетных денег в своем распоряжении власть на местах будет вынуждена проявлять самостоятельность.

"Проблем с сильной независимой властью на местах не будет. В отличие от ельцинских времен, Кремль достаточно силен, чтобы выстраивать отношения с сильными регионами", – заключает Михаил Ремизов.

"В то, что привлекательный инвестиционный климат может быть создан в российской провинции, заставляет поверить уже ставшая хрестоматийной Калужская область", – говорит Алексей Зудин.

Механизмы запуска

Кроме этого, федеральная власть также пробует еще один механизм – госкорпорации по развитию регионов. Такие структуры уже созданы на Дальнем Востоке, Камчатке и еще ряде регионов и продолжают создаваться.

"Это своего рода министерства по развитию регионов, только относительно независимые, не встроенные в правительство РФ", – поясняет Зудин.

Таким образом, кроме "президентских" мегапроектов типа сочинского и атэсовского, параллельно тестируются еще два механизма запуска региональных экономик: механизм поощрения и поддержки федеральным административным ресурсов региональных инициатив, как, например, в Калужской области, и через региональные госкорпорации. В запасе еще есть перераспределение налогов в пользу регионов.

"Несмотря на свою информированность, руководство страны, похоже, пока не знает, какой инструмент будет наиболее эффективен. Возможно, вообще какой-нибудь другой", – говорит Алексей Зудин.

На очереди после Сочи – очередной мегапроект, чемпионат мира по футболу в 2018 году. Подготовка к нему уже началась, но по какому сценарию пойдет дальше, мы узнаем только после "разбора полетов" сочинских Игр. Возможно, опыт Олимпиады-2014 что-то изменит – в том числе и в отношении к новой большой стройке ее менеджеров и всего общества.